Для слабовидящих:

Новости от Министерства науки и высшего образования РФ

Валерий Фальков представил дизайн Программы стратегического академического лидерства [10.07.2020]

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков представил дизайн Программы стратегического академического лидерства университетскому и академическому сообществу.  Состоявшаяся встреча стала завершающей в серии мероприятий, направленных на разработку Программы.

Валерий Фальков отметил вклад университетского и академического сообщества в разработку новой инициативы: «В своем окончательном виде Программа минимум наполовину была скорректирована благодаря вашим предложениям, замечаниям и аргументированной позиции».

Первоначальный отбор университетов для участия в Программе будет проводить конкурсная комиссия Минобрнауки. Итогом ее работы станет распределение базовых грантов при соответствии вузов определенным критериям. «Всех, кто войдет в Программу стратегического академического лидерства, мы считаем ведущими вузами. Внутри Программы есть возможность побороться за два статуса», - сказал Министр. Говоря о национальных исследовательских университетах и национальных опорных университетах, Валерий Фальков отметил: «Для нас эти статусы должны быть равнозначными, разными по сущности, но равными по ценности для общества». Решение о наделении университетов-участников Программы тем или иным статусом будут принимать специальные Советы: Совет по развитию национальных исследовательских университетов и Совет по развитию опорных университетов. При этом планируется, что деятельность первого будет направлена на оказание университетам содействия по встраиванию в глобальные исследовательские сети. Совет по развитию национальных опорных университетов сосредоточится на пространственном развитии и отраслевых приоритетах.

Также заявлено о решении завершить программу поддержки опорных университетов: «Программу опорных университетов в 2020 году логично было бы завершить, взяв из нее самое лучшее и ввести новый статус – «Национальный опорный университет». При этом чтобы в новой Программе, у этой группы вузов был не региональный статус, а национальный», - сказал Министр.

Отметим, что обязательным условием участия в Программе станет формирование университетами консорциумов совместно с научными организациями, компаниями реального сектора экономики и другими вузами.

Сквозной темой Программы станет интернационализация, но, как отметил Министр, роль рейтингов университетов будет пересмотрена: «Я бы предложил на новом этапе развития очень сдержанное, объективное отношение к рейтингам, не переоценивая и недооценивая их». По мнению Валерия Фалькова, в первую очередь, следует работать над реальными изменениями в вузах, а за ними последуют и позиции в рейтингах.

Результаты деятельности национальных исследовательских университетов  и национальных опорных университетов будут  оцениваться, исходя из их востребованности реальным сектором экономики, участия в трансфере знаний и технологий в реальный сектор экономики, коммерциализации результатов исследовательской деятельности,  развития кадрового потенциала для проведения передовых исследований, увеличения научно-исследовательского потенциала, интеграции с научными, образовательными  организациями и организациями реального сектора экономики, а также привлечения обучающихся. После совершенствования системы мониторинга трудоустройства выпускников в рамках Программы будут оцениваться и показатели, характеризующие уровень заработной платы выпускников и их карьерные треки в сфере исследований и разработок.

Одним из нововведений Программы является выделение отдельной группы вузов-кандидатов на участие. Это университеты, которые пока не входят в глобальные университетские рейтинги и не отвечают входным критериям, но имеют потенциал развития и финансовую поддержку для реализации своей программы развития от федеральных или региональных органов государственной власти, государственных компаний.

Подводя итоги встречи, Валерий Фальков отметил, что за время разработки Программа претерпела серьезные изменения. «Сейчас Программа предлагает вузам еще больше возможностей для развития на основе принципов интеграции, состязательности и открытости», - сказал Министр. Он также добавил, что в дальнейшем возможны небольшие корректировки. В ближайшее время проект соответствующего постановления будет направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Минобрнауки России возобновило выдачу жилищных сертификатов [10.07.2020]

В июле поддержку для улучшения жилищных условий получат 20 молодых ученых. Сегодня опубликован список получателей социальных выплат на приобретение жилья.

В рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Минобрнауки России выдано в 2020 году – 98 сертификатов, в 2019 – 154 сертификата, в 2018 – 42 сертификата.

Право на получение денежной субсидии предоставляется молодому ученому не старше 35 лет для кандидатов наук или 40 лет для докторов наук, а его научный стаж не менее 5 лет.  Алгоритм действий молодого ученого, желающего участвовать в программе, размещен на официальном сайте Минобрнауки России.

В 2020 году на рассмотрение в министерство поступило 358 комплектов документов молодых ученых, выразивших желание стать участниками программы.

На очередном заседании жилищной комиссии, состоявшемся 3 июля 2020 г., принято решение о предоставлении сертификатов 20 молодым ученым подведомственных организаций, из них 8 сертификатов предоставлены молодым ученым Сибирского территориального управления Минобрнауки России, 8 - Центрального аппарата министерства, 3 - Дальневосточного территориального управления, 1 сертификат – молодым ученым Уральского территориального управления.

«Минобрнауки России продолжает работу по рассмотрению поступивших заявок и осуществит выдачу сертификатов молодым ученым в рамках полном объеме лимита бюджетных средств, предусмотренных на указанные цели в текущем году», - прокомментировал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Валерий Фальков принял участие в панельной дискуссии с участием представителей IT-индустрии [09.07.2020]

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в панельной дискуссии с участием представителей IT-индустрии, которая состоялась под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

«Наша встреча – хорошая возможность обсудить перспективы развития отрасли и то, как создать стимулы, о которых достаточно часто и подробно говорят, для её дальнейшего роста, увеличить вклад Российской Федерации в мировую IT-индустрию. Если говорить об изменениях, которые накопились за последние двадцать лет, то они привели мир к новому цивилизационному скачку», – отметил Михаил Мишустин.

Подробная информация о панельной дискуссии с участием представителей IT-индустрии: http://government.ru/news/39995/

Валерий Фальков встретился с активом профессоров РАН [08.07.2020]

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков посетил Институт космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН). Глава ведомства осмотрел экспозицию музея института, ознакомился с работой лаборатории фундаментальной и прикладной рентгеновской астрофизики, созданной в рамках мегагранта, а также провел встречу с активом профессоров РАН.

В ходе встречи были затронуты актуальные вопросы дальнейшего развития науки и образования и реализации комплекса мер, направленных на их поддержку. Валерий Фальков подчеркнул важность мнения представителей научного сообщества по широкому кругу вопросов, связанных с развитием научных и образовательных организаций: «Вы, как никто другой чувствуете, что нужно нашей науке и образованию, я бы попросил вас сегодня поделиться, какие системные решения, на ваш взгляд, нужно предпринять, и каким вы видите следующий этап развития научной деятельности в стране».

Участники встречи затронули актуальные вопросы дальнейшего развития науки и образования и реализации комплекса мер, направленных на их поддержку. Говоря о первоочередных задачах важных для развития науки, передовых разработок и внедрение инноваций, председатель координационного совета профессоров РАН, заместитель директор ИКИ РАН Александр Лутовинов отметил важность внесения изменений в законодательство, в том числе актуализацию базы, регулирующей трудовые отношения в области науки и принятие закона о науке.

Важной темой встречи стала оценка результативности деятельности научных организаций. Актив профессоров РАН отметил потребность в дальнейшей проработке этого вопроса и формировании показателей результативности научной деятельности, сбалансировав при этом экспертный и наукометрический показатель.

Обсуждалось также взаимодействие научных институтов и университетов в вопросах подготовки кадров и возможности дальнейшего развития сотрудничества научных и образовательных организаций в рамках реализации Программы стратегического академического лидерства. Представители РАН отметили, что для успешной реализации программы важно, чтобы научные организации и вузы не конкурировали за финансы и кадры, а интегрировались друг с другом. «Нужно сделать так, чтобы академические институты себя комфортно чувствовали при участии в новой программе стратегического академического лидерства»,  –  согласился Министр.

Профессора затронули также актуальные вопросы развития аспирантуры, межрегиональной и международной мобильности кадров, научных журналов, повышение престижа профессии ученого и другие.

Подводя итоги беседы Валерий Фальков отметил, что необходимо выработать консолидированную позицию по развитию научной деятельности, а также наметил темы для дальнейшего обсуждения, среди них обновление приборной базы, дальнейшее развитие международной научной деятельности, вопросы организации научных лабораторий и поддержки научных коллективов. «Пандемия скорректировала планы Минобрнауки по решению вопросов, связанных с развитием науки, и побудила уделить больше внимания высшему образованию.  Ситуация потребовала ежедневного мониторинга и корректировки в масштабах страны», – сказал Министр. Он также добавил, что в ближайшее время планирует провести серию встреч с представителями научного сообщества для выработки консолидированной позиции по актуальным вопросам научного развития страны.

Справочно:

Почетное звание «Профессор РАН» введено в Российской академии наук в 2015 году. Звание присваивается президиумом РАН российским ученым в возрасте до 50 лет, имеющим ученую степень доктора наук и осуществляющим научную или научно-образовательную деятельность, за достижения национального или международного уровня, а также за активное участие в реализации основных задач и функций Академии. Основной целью деятельности профессора РАН является всестороннее содействие развитию науки и образования в стране, в том числе реализации приоритетных задач, сформулированных в Стратегии научно-технологического развития РФ.

Общественный совет при Минобрнауки России обсудил уроки пандемии [03.07.2020]

Состоялось шестое заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Основное внимание в рамках заседания было уделено деятельности университетов в условиях пандемии и актуальным вопросам их дальнейшего развития. «Стремительное распространение в мире новой коронавирусной инфекции стало новым вызовом для всех отраслей экономики, и, к сожалению, высшую школу и науку это явление стороной не обошло», – сказал Валерий Фальков в своем обращении к участникам заседания. Он также отметил, что образовательные и научные организации достойно приняли удар, нанесенный пандемией.

В рамках заседания Общественного совета рабочая группа ректоров ведущих университетов представила аналитический доклад «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе представлены выводы, которые извлекли российские вузы из опыта работы системы высшего образования в период пандемии. Проведение аналитической и экспертной работы по оценке и мониторингу ситуации было инициировано Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.

Авторы исследования пришли к выводу, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы.

В первую очередь, опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. Говоря о развитии цифровой образовательной среды ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил: «Большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры и это, конечно, вопрос к перезагрузке проекта цифровой университет».

Пандемия также усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную поддержку и выявила необходимость дальнейшего развития программ психологической поддержки студентов и преподавателей, проработки вопросов трудоустройства студентов и организа­ции студенческой волонтерской деятельности. Еще одним вопросом, требующим внимания, по мнению авторов доклада, является формирование навыков самоорганизации и самообучения у студентов через внедрение новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки.  Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил: «В онлайн-формате тяжелее учиться тем, кто не успел приобрести достаточного опыта обучения в университете». В связи с этим, по мнению Ярослава Кузьминова, представляется важным предусмотреть занятия с первокурсниками по развитию навыков самостоятельной учебы, проведения презентаций и дискуссий.

В докладе также отмечается, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате. При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей. «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», – сказал Валерий Фальков.

Ознакомиться с докладом «Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после нее».

Минобрнауки России усилит меры поддержки выпускников [02.07.2020]

В связи с распространением коронавирусной инфекции в этом году и специфики ситуации на рынке труда, Минобрнауки России разработало системные меры поддержки по трудоустройству студентов и выпускников университетов.

Министерство выступит соисполнителем государственной программы «Содействие занятости населения», направленной на интеграцию центров карьеры вузов с региональными центрами занятости. Работа по этому направлению ведется в сотрудничестве с Министерством труда РФ. 

«Конечно, в зоне особого нашего внимания – выпускники бакалавриата и специалитета очной формы обучения. Их 267 тысяч. Почему мы о них заботимся в первую очередь? Потому что они впервые выходят на рынок труда и в наибольшей степени, на наш взгляд, подвержены риску не трудоустроиться», – отметил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

Совместно с Фондом содействия инноваций Минобрнауки России планирует расширение программ «УМНИК» и «СТАРТ», направленных на поддержку научно-технических проектов молодых ученых, и создание новых программ по трудоустройству выпускников на стартовые исследовательские позиции в вузах и научных организациях страны. На данный момент в университетах трудоустроено более 16 000 студентов. 

«В этом году будут реализованы специальные меры привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в вузы и научные организации. Конечно, речь идет о стартовых позициях. Это инженеры-исследователи, лаборанты. И к настоящему времени мы уже аккумулировали 5 тыс. вакансий на исследовательские позиции, которые будут размещены на портале “Работа в России”, – рассказал министр. – Кооперация между бизнес-сообществом и университетами позволит решить вопросы трудоустройства нестандартным путем и помочь выпускникам этого года найти работу».

Как и в предыдущие годы, в летнее время трудоустройство студентов организовано Минобрнауки России совместно с Российскими студенческими отрядами.

В ИБХ РАН созданы тест-системы для обнаружения антител против COVID-19 [30.06.2020]

По инициативе Минобрнауки России и РАН в Институте биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН создано четыре варианта тест-систем для обнаружения антител против коронавируса SARS-CoV-2. Эти тест-системы способны обнаруживать в сыворотке или плазме крови человека антитела сразу трех разных классов (IgM, IgG, IgA), что значительно повышает специфичность тестов. Специфичность отражает долю отрицательных результатов, которые правильно идентифицированы именно как отрицательные, то есть вероятность того, что не больные субъекты будут классифицированы именно как не больные. 

Учеными из ИБХ РАН был получен комплекс антигенов на основе рекомбинантного поверхностного вирусного спайк-белка (S-белка), участвующего в проникновении патогена в клетки человека, и рекомбинантного высокочувствительного N-антигена вируса (белок нуклеокапсида SARS-CoV-2). Благодаря этому и стало возможным создание тест-системы, которая уже протестирована в клинических условиях в ЦКБ РАН на сыворотках больных COVID-19.

Сотрудники Института биоорганической химии, допущенные к работе в красной зоне, провели анализ сывороток более 400 пациентов. В проекте задействован опытный технолог-разработчик систем для иммунноферментного анализа. Уже выпущена первая опытная партия наборов, которые прошли клинические испытания. Набор для тестирования пациентов на антитела класса IgG прошел государственную регистрацию (№ РЗН 2020/11010), а регистрация оставшихся трех наборов завершится в ближайшее время. По данной разработке также оформляется патентная заявка.

«У разработанной нами тест-системы есть ряд преимуществ. Во-первых, мы расширили спектр белков-носителей антигенных детерминант в составе тест-системы до трех. Во-вторых, здесь используется смесь конъюгатов к диагностически важным классам антител – IgA, IgG, IgM. В-третьих, получение рекомбинантных белков, входящих в тест-систему, не связано с клетками млекопитающих или насекомых, а предполагает использование бактериальной культуры, что более выгодно с экономической точки зрения», – рассказывает директор ИБХ РАН, академик Александр Габибов. 

Работы по созданию тест-систем ведутся в плотном сотрудничестве с ЦКБ РАН, при участии главного врача Алексея Никитина, заместителя главного врача по научной деятельности Александра Алехина и заведующей клинико-диагностической лабораторией Натальи Алешенко. Исследования ИБХ РАН проводятся по инициативе Минобрнауки России и Российской Академии наук. 

 

 

Под руководством директора ИБХ РАН, академика Александра Габибова над созданием набора работали сотрудники ИБХ РАН:

  • Бобик Татьяна Владимировна
  • Костин Никита Николаевич
  • Мокрушина Юлиана Анатольевна
  • Симонова Мария Александровна
  • Скрябин Георгий Андреевич
  • Смирнов Иван Витальевич
  • Цабай Полина Николаевна

Контактные данные для интересующихся тематикой COVID-19 в ИБХ РАН:

  • Скрябин Георгий Андреевич
  • Тел.: +7 (968) 431-15-05
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

ДЛЯ СПРАВКИ

Наличие антител класса IgG говорит о перенесенном ранее заболевании и наличии иммунитета у человека к коронавирусной инфекции. 

Обнаружение антител класса IgM может быть как признаком начала COVID-19, так и признаком неспецифической реакции иммунитета в связи с другими заболеваниями.

Антитела класса IgА к коронавирусу являются маркерами текущей или недавно перенесенной коронавирусной инфекции, которая может протекать без проявлений, в легкой форме или в виде тяжелого двустороннего воспаления легких с дыхательной недостаточностью и поражением других органов.

Корабли для науки [29.06.2020]

29 июня в России отмечается День кораблестроителя. Праздник хоть и молодой, но очень значимый для нашей страны. Судостроительная отрасль особенно важна для науки, без нее невозможны новые открытия во многих областях. 

После долгой паузы из-за пандемии коронавируса научные морские экспедиции вновь начинают свою работу. В рамках нацпроекта «Наука» будет расширена их география и количество, до 2024 года планируется организовать 238 экспедиций на научно-исследовательских судах. 

Например, сейчас два НИС «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов» проводят гидроакустические и гидрофизические исследования. Ученые планируют получить новые данные о геологическом строении дна Балтийского моря. Отслеживание изменений в экосистеме – важная задача ввиду глобального изменения климата и увеличения антропогенного воздействия на акваторию Балтийского моря. В Черном и Азовском морях научные исследования и сбор данных сейчас проводит еще одно отечественное научно-исследовательское судно – «Профессор Водяницкий». 

В рамках нацпроекта «Наука» запланировано расширение числа НИС. Так, в июне центральное конструкторское бюро «Лазурит» завершило проектирование многофункционального научно-исследовательского судна для проведения морских исследований. Над проектом работала группа экспертов – ведущих специалистов в области океанологии, гидробиологии, морской геологии и гидроакустики. На борту двух новых НИС планируется проводить сложные гидрологические работы, в том числе при помощи телеуправляемого подводного аппарата. К 2024 году планируется построить два судна этого проекта неограниченного района плавания.

В добрый путь, выпускники-2020! [29.06.2020]

Вот и отгремел первый Всероссийский онлайн-выпускной, организованный Минобрнауки России, АНО «Россия – страна возможностей» и Российским союзом ректоров. Выпускников, их родителей и преподавателей поздравляла вся страна. А в эфире Первого канала во время праздничного концерта лучших представителей вузов из разных регионов наградили почетные гости: первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко, глава Минобрнауки России Валерий Фальков, ректор МГУ Виктор Садовничий, главный врач инфекционной больницы в Коммунарке Денис Проценко, легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров, президент РАН Александр Сергеев, космонавт Сергей Крикалёв, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв, кинорежиссер и сценарист Федор Бондарчук.

К выпускникам университетов и школ обратился Президент России Владимир Путин: «Хочу пожелать вам: никогда не переставайте мечтать, строить самые дерзновенные планы. Если уверены в своей цели – смело идите к ней, какой бы фантастической поначалу она ни казалась. Только так можно достичь настоящих высот, новых вдохновляющих вершин в науке, искусстве, спорте, в технологиях, в каждой профессии, в каждом любимом деле, а значит, и в жизни».

Поздравила выпускников и Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова: «Россия – это поистине страна возможностей, которая открывает перед вами широкие-широкие просторы. Просторы не только сегодняшнего образования, но и образования дополнительного, образования будущего. Не стесняйтесь учиться всю жизнь. Я хочу пожелать вам – в добрый путь! Будьте счастливы, здоровы и успешны!»

Всю неделю на Первом канале показывали сюжеты с лучшими выпускниками 2020 года. Кульминацией стал большой концерт с участием любимых исполнителей молодежи – подарок от Минобрнауки России для всех студентов. В этот вечер пели Баста, Артик&Асти, Юлианна Караулова, ЮрКисс, 2Маши, ВладиМир, Диана Гурцкая, Полина Гагарина и другие. Ведущими концерта стали Дмитрий Хрусталев, Екатерина Варнава и Дмитрий Борисов.

Валерий Фальков поздравил выпускников 2020 года [27.06.2020]

Министр отметил, что диплом о высшем образовании - это первый, но очень важный шаг на пути к успешной карьере. 

«Какой бы путь вы не выбрали – работу в компании, собственный стартап или науку – идите по нему уверенно. И вы добьетесь успеха. Желаю вам удачи, достижения поставленных целей и побед! В ваших руках будущее нашей великой страны! Мы верим, что вы сделаете Россию еще более сильной, авторитетной, передовой», - сказал Валерий Фальков.

Валерий Фальков: Онлайн-выпускной станет ежегодным летним праздником студенчества [26.06.2020]

14b51aa4 f85e 4f7b a4e8 eb1e5b6fb81b.jpg.resize 473 727

Глава Минобрнауки России принял участие в пресс-конференции ТАСС, посвященной Всероссийскому онлайн-выпускному для студентов вузов.

Министр подчеркнул, что Всероссийский выпускной проводится впервые и, несмотря на то, что его формат в этом году обусловлен условиями пандемии, хотелось бы, чтобы он стал ежегодным летним праздником студенчества. «Пандемия разъединила нас, мы стали меньше общаться, поэтому в основе Всероссийского онлайн-выпускного - идея объединения студенчества всей страны», - сказал Валерий Фальков. 

Всероссийский онлайн-выпускной для выпускников вузов пройдет 27 июня. Минобрнауки России запланировало программу практически на весь день. Стартует праздник в 14:00 ч. по Москве на площадке Вконтакте марафоном, участие в котором примут выпускники со всех уголков России, ректоры и известные артисты.

Вечером в 23:00 ч. на Первом канале начнется концерт "Выпускник-2020". Лучших выпускников страны наградят почетные гости праздника - известные спортсмены, политики, режиссеры, руководители крупных российских компаний, которые готовы принимать на работу выпускников вузов этого года. А кто-то из выпускников, возможно, получит предложение о трудоустройстве прямо во время выпускного вечера. Для выпускников вузов выступят Баста, Артик&Асти, Юлианна Караулова, ЮрКисс, 2Маши, ВладиМир, Диана Гурцкая, Полина Гагарина и другие. Ведущими концерта станут Дмитрий Хрусталев, Екатерина Варнава и Дмитрий Борисов.

Всероссийский онлайн выпускной, по словам Валерия Фалькова, объединит не только студентов. «Мы часто призываем университеты, научные организации к эффективному партнёрству для достижения тех амбициозных целей, которые стоят перед нами в науке и образовании. Для организации онлайн-выпускного такое партнёрство было построено Минобрнауки России с Российским союзом ректоров, объединяющим 700 университетов, а с другой стороны с президентской платформой «Россия – страна возможностей», вместе с которой Министерство решает вопросы дальнейшее продвижения и трудоустройства наших выпускников», - сказал Министр науки и высшего образования РФ. 

Отвечая на вопрос о приемной кампании в вузы, Валерий Фальков отметил, что, безусловно, абитуриенты 2020 года испытывают особые трудности из-за пандемии коронавируса. «Абитуриенты этого года более закалённые, готовые действовать в условиях неопределенности, а что касается возможностей, то их в этом году больше. По решению Президента РФ в этом году дополнительно выделено более 11 тыс. бюджетных мест, большинство из которых будут распределены в региональные вузы», - подчеркнул Министр. Он озвучил, что порядок цифр примерно на уровне прошлого года, что говорит о высоком спросе на высшее образование и его возможности.

«Университет дает в первую очередь возможности, а задача студента – воспользоваться ими. Добро пожаловать в наши университеты за получением высшего образования! Мы ждем вас талантливые, мотивированные, хорошо подготовленные абитуриенты – будущее нашей страны!», - подытожил Министр.

Всероссийский студенческий выпускной состоится в эфире Первого канала 27 июня [26.06.2020]

enokntengp.jpeg.resize 473 727

Глава Минобрнауки России в  программе «Доброе утро» на Первом канале рассказал про первый Всероссийский онлайн-выпускной, который пройдет уже завтра.

В течение всей недели Первый канал рассказывает о лучших выпускниках этого года из разных регионов страны, их успехах в учебе, науке и общественной деятельности. На 27 июня Министерство подготовило программу, рассчитанную практически на весь день. В 14:00 часов (мск) праздник стартует на площадке Вконтакте марафоном, в котором со своими концертными выступят выпускники этого года. Онлайн-часть выпускного организована Минобрнауки совместно с президентской платформой Россия – страна возможностей и Российским союзом ректоров. 

Кульминацией дня станет телевизионная часть онлайн-выпускного, которая начнется в 23:00 ч. (мск) на Первом канале. Гостями праздника станут известные спортсмены, политики, режиссеры, руководители крупных российских компаний, которые готовы принимать на работу выпускников вузов этого года. Возможно, кто-то получит предложение уже в ходе выпускного вечера. 

Валерий Фальков отметил, что онлайн-формат выпускного – это не замена традиционному, а приятное дополнение: «Главная идея – объединить всех выпускников и дать почувствовать себя единым сообществом. Это также возможность сказать спасибо огромному количеству преподавателей университетов, родителям».

Затронут был вопрос и о переходе на дистанционный формат обучения во второй половине учебного года. По оценке главы ведомства вся система высшего образования справилась, но практика работы в новых условиях выявила ряд важных моментов. Онлайн-обучение можно и нужно использовать в качестве дополнения к традиционному, от которого никто не отказывается. Онлайн-формат отлично подойдет для тех, у кого нет возможности посещать университет, а также для старшекурсников, которым уже нет необходимости приезжать в вуз пять раз в неделю. 

Валерий Фальков также отметил, что один из приоритетов Министерства сегодня – вопрос о трудоустройстве выпускников: «Наша задача, чтобы все, кто выпустится в это непростое время, трудоустроились. Начиная с середины марта мы договорились с вузами запустить специальную программу временного трудоустройства студентов. К ней присоединилось уже 149 университетов. Больше 16 тысяч студентов работают на разных позициях». Министр добавил, что программа по трудоустройству не будет закрыта после пандемии, а перейдет в статус постоянной. Университеты должны и могут выступать работодателями. 

В министерстве понимают, что и абитуриентам в этом году будет непросто пройти период поступления, поэтому в качестве меры поддержки в этом году дополнительно выделено 11,4 тысячи бюджетных мест. Они будут распределены между вузами на следующей неделе. 

В заключение министр Валерий Фальков обратился к выпускникам школ и университетов: «Хочу пожелать выпускникам в первую очередь успешно завершить этот учебный год и отпраздновать выпускной в дружной компании. Второе пожелание: устроиться на ту работу, которая позволяла бы вам быть счастливым человеком. Абитуриентам пожелание одно: поступить на бюджетное место в тот вуз, в который вы бы хотели».

Валерий Фальков – школьникам: От того, какие вы себе ставите цели, зависит наша жизнь через 10-20-30 лет [25.06.2020]

WhatsApp Image 2020 06 25 at 20.34.32 bolshaya peremena.jpeg.resize 473 727

Сегодня в прямом эфире с участниками конкурса «Большая перемена» встретился Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Глава ведомства ответил на вопросы, которые больше всего волнуют школьников и их родителей.

Основная роль Минобрнауки России в конкурсе «Большая перемена» – это привлечение университетов, преподавателей, ректоров к активному общению со школьниками. По словам Валерия Фалькова, общаясь с представителями лучших университетов и будущими преподавателями, каждый школьник способен решить главную задачу – определить свою траекторию после окончания школы: «На мой взгляд, это самое дорогое, что можно почерпнуть в рамках “Большой перемены”. Человек, который сделал правильный выбор, это самый счастливый человек».

В ответе на вопрос, какими качествами должен обладать абитуриент, чтобы поступить в ведущие университеты страны, министр отметил важность хорошей базовой подготовки. Кроме того, необходимо понимать, что для каждого конкретного школьника ведущим вузом будет тот, где он получит качественное образование. «Мой совет: нужно иметь не только хорошие академические результаты, но и прислушиваться к себе. Задайте себе вопрос: на кого вы хотите выучиться, какое образование вы хотите получить, для чего оно вам, и где вам будет учиться комфортно», – обратился к школьникам глава ведомства.   

В прямом эфире был затронут вопрос и о востребованных профессиях. По мнению министра Валерия Фалькова, набирают популярность IT-специальности. Сегодня цифровые навыки, digital-skills – часть образования как гуманитарного, так и естественнонаучного. В связи с пандемией коронавируса ожидается повышенный интерес к медицинским специальностям. По-прежнему популярны экономика и юриспруденция, также традиционно абитуриентов привлекает обучение в области средств массовой информации – от классической журналистики и лингвистики до истории и филологии.

Особенно школьников волновал вопрос востребованности гуманитарного образования. «Научно-промышленная революция предполагает решение огромного количества сугубо гуманитарных проблем. Здесь встают серьезные вопросы этики. И они первичны по отношению к тому научно-техническому прогрессу, которое идет семимильными шагами. Поэтому не надо воспринимать гуманитарные науки как второстепенные и менее перспективные направления подготовки», – сказал министр Фальков.

В заключение Министр науки и высшего образования РФ поблагодарил школьников и учителей за проделанную работу и успешное завершение учебного года в это непростое время. «Если вы имеете хорошее образование, если являетесь целеустремленным человеком, если стремитесь изменить жизнь к лучшему, то у вас все получится. Не сдавайтесь, ставьте себе амбициозные цели и двигайтесь к их достижению. Мы со своей стороны – Минобрнауки, университеты, представители сообщества – постараемся оказать содействие и помочь советом. Вы – будущее нашей страны. От того, какие вы себе ставите цели, зависит наша жизнь через 10-20-30 лет», – пожелал школьникам министр.

Минобрнауки России и «Сириус» объединят молодежь и бизнес для решения приоритетных задач в интересах страны [25.06.2020]

5ef22f1743532 large.jpg.resize 473 727

Всероссийская программа «Сириус.Лето: начни свой проект», призванная объединить школьников вокруг актуальных проблем науки, технологий и бизнеса, запущена в рамках концепции умного отдыха.

Наставниками проекта станут студенты 3-5 курсов, магистранты и аспиранты региональных вузов. Под их руководством ученики 8-11 классов будут заниматься разработкой научно-технологических, инженерных и исследовательских проектов согласно Стратегии научно-технологического развития России и критическим технологиям, развиваемым в каждом из субъектов РФ. В качестве «заказчиков» выступят индустриальные компании и научно-исследовательские институты страны. 

Такая консолидация даст ряд преимуществ. Школьники будут включаться в работу над актуальными практическими задачами, готовить проект, работа над которым поможет определиться с профессией в будущем. Студенты получат опыт педагогической практики в проектной деятельности, познакомятся с потенциальными работодателями, смогут проявить себя и трудоустроиться. Партнеры проекта привлекут внимание школьников к развиваемым ими технологиям и смогут найти мотивированных кандидатов на трудоустройство.

«Решение проектных задач на “Больших вызовах” требует серьезных умений, поэтому мы с “Сириусом” объединяем усилия, – отметил министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. – В каждом вузе есть подразделения, целью деятельности которых является работа с детьми: фаблабы, лицеи, гимназии, универсариумы. Именно на эти подразделения нужно обратить внимание в первую очередь при трудоустройстве студентов и выпускников. Наша главная цель найти тех, кто действительно тянется работать со школьниками, склонен к исследовательской и педагогической деятельности, имеет соответствующие навыки и способен себя проявить в деле серьезной, глубокой профориентации школьников с последующим их вовлечением в научную деятельность». 

Вузы создадут рабочие места для студентов-наставников с помощью региональных программ поддержки студентов во время практики, собственных ресурсов вузов и поддержки Минобрнауки.

Сбор проектов от партнеров продлится до 1 августа. Регистрация наставников и школьников – с 24 июня до 1 августа. Выбор проекта студентом – с 1 июля до 1 августа. Школьники смогут выбирать проект с 1 июля до 31 августа. Работать над проектами участники будут в течение всего следующего учебного года. Подробные условия участия смотрите на сайте Образовательного центра «Сириус».

Валерий Фальков: Привлекательность университетов для абитуриентов обусловлена востребованностью на рынке труда людей с высшим образованием [22.06.2020]

E47DA9B3B4CCFE81ABC27666D4323F05.jpg.resize 473 727

Несмотря на то, что в этом году сдавать Единый государственный экзамен разрешено только тем, кто собирается поступать в университеты, значительного снижения количества зарегистрировавшихся на сдачу ЕГЭ не произошло.

Министерство науки и высшего образования РФ проанализировало данные Рособрнадзора, согласно которым, по состоянию на 19 июня на сдачу ЕГЭ зарегистрировалось почти 714 тысяч человек. Выпускников 2020 года среди них 620 543 человек, что на 6% ниже показателя предыдущего года. 

По мнению главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, «доступное качественное высшее образование является обязательным условием для наращивания экономического потенциала страны, а также позволяет формировать в обществе эффективно работающую систему «социального лифта». Привлекательность университетов для школьников обусловлена и более высокой востребованностью людей с высшем образованием на рынке труда. Если сравнивать выпускника колледжа с выпускником вуза, то последний на старте будет получать более высокую заработную плату».

В 2020 году государство подготовило пакет мер, отвечая на общественный запрос доступного высшего образования. Во-первых, как объявил Президент РФ, планируется увеличение количество мест бюджетного приема в бакалавриат и специалитет. Во-вторых, согласно рекомендациям министерства, большинство университетов не повысили стоимость обучения в будущем учебном году, таким образом фактически снизив стоимость обучение для абитуриентов этого года. В-третьих, объявленная Президентом программа льготных долгосрочных образовательных кредитов со ставкой 3 процента сделает качественное высшее образование еще доступнее. 

«Мы активно работаем над созданием условий, чтобы те выпускники, которые действительно хотят стать высококлассными специалистами, имели такую возможность», – подчеркнул Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

В Российских вузах появятся дополнительные бюджетные места [21.06.2020]

tstststststsy2233223232332

Постановление об особенностях распределения дополнительных бюджетных мест подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Согласно Постановлению, приоритет будет отдан региональным вузам, которые находятся за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Количество бюджетных мест превысит 11,4 тысяч.

В рамках конкурса, проведенного Минобрнауки России, будет сформирован рейтинг высших учебных заведений, который и будет учитываться при распределении дополнительных бюджетных мест.

«Наша задача – сделать высшее образование более качественным и доступным на всей территории нашей страны. Наиболее способные и подготовленные студенты должны иметь возможность поступить на бюджетное место, в первую очередь в своём регионе. Увеличение числа бюджетных мест – это одна из многочисленных мер поддержки студентов. С каждым годом количество бюджетных мест будет увеличиваться», – заявил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Минобрнауки России утвердило особенности приёмной кампании-2020 [18.06.2020]

Соответствующий приказ подписал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Абитуриенты смогут подать заявления в вузы до сдачи ЕГЭ – такова главная особенность приёмной кампании этого года. Начиная с 20 июня у выпускников школ есть возможность отправить необходимый пакет документов в выбранные университеты без результатов единого государственного экзамена. Как только будут известны, а затем и внесены в базу результаты сдачи ЕГЭ, приёмная комиссия распределит студентов в рейтинге и опубликует итоговые списки поступивших. Последний день приёма документов – 18 августа.

В 2020 году подавать документы в вузы абитуриенты будут преимущественно дистанционно. Сделать это можно следующими способами:  

1. Через собственную электронную информационную систему вуза;

2. С использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» (https://www.gosuslugi.ru/superservices/university) через портал Госуслуг;

3. Через операторов почтовой связи общего пользования.

Высшее учебное заведение вправе осуществлять приём документов, а также проводить вступительные испытания и рассматривать апелляции у поступающих лично, если это не противоречит законодательным актам того субъекта, где находится университет, и общей санитарно-эпидемиологической обстановке. 

Ответственность за обеспечение безопасных условий для поступающих и сотрудников организации несёт руководитель вуза. Узнать о том, когда будут проводиться вступительные испытания, абитуриент сможет на официальном сайте университета не позднее 15 июля 2020 г.

Согласно утвержденным особенностям приёма студентов в вузы, списки поступающих должны быть размещены на официальном сайте учебного заведения 19 августа,  приказы о зачислении абитуриентов на основные конкурсные места опубликованы 26 августа. Не позднее 15 сентября 2020 года университет должен опубликовать объявление о дополнительном приёме по программам бакалавриата и специалитета по очной и очно-заочной формам обучения.

Всероссийский онлайн-выпускной для студентов состоится 27 июня [17.06.2020]

Всероссийский выпускной для студентов состоится 27 июня в режиме онлайн. Об этом сообщили министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. 

Онлайн-выпускной для студентов в этом году – это целая серия мероприятий: интеллектуальная онлайн-викторина, напутствия руководителей крупных компаний в социальных сетях, онлайн-лекции, челленджи и многое другое.

Кульминацией праздника будет онлайн-концерт, главными героями которого станут сами выпускники из разных уголков России. С поздравлениями к выпускникам обратятся ректоры университетов, главы корпораций и знаменитости. На концерте выступят любимые студентами артисты и популярные блогеры. 

«Уверен, что первый Всероссийский студенческий выпускной станет новой традицией – ежегодным летним праздником студенчества. Он не только объединит университеты, даст возможность на всю страну поздравить выпускников и рассказать истории лучших из них, но и позволит сказать слова благодарности преподавателям и родителям за их труды. Они их заслужили по праву», – сказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

«Мы хотим, чтобы несмотря ни на что настоящий праздник в этом году состоялся абсолютно у всех выпускников. Новый формат выпускного вечера продолжит традиции прошлых лет, а для некоторых студентов станет приятным дополнением к офлайн-мероприятию в вузе. Онлайн-выпускной состоится в последнюю субботу июня и объединит всех выпускников вузов нашей страны», – отметил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Организаторы Всероссийского онлайн-выпускного для студентов вузов – Министерство науки и высшего образования РФ, АНО «Россия – страна возможностей» и Российский союз ректоров. 

Партнёры мероприятия – АО «Федеральная пассажирская компания», Русская Медиагруппа, российский бренд ZASPORT, официальный экипировщик Олимпийской команды России, ЛитРес, крупнейший книжный сервис в России и странах СНГ, и Likee, глобальная платформа для создания и просмотра коротких видеороликов.

В Минобрнауки России обсудили вопросы трудоустройства выпускников вузов [09.06.2020]

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел онлайн-вебинар по вопросам содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.

В ходе совещания глава ведомства призвал ректоров российских вузов уделить пристальное внимание вопросу трудоустройства студентов и выпускников. Министр заявил, что важным инструментом содействия будущей занятости являются специализированные Центры карьеры при высших учебных заведениях, помогающие выпускникам в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве.

«В настоящее время в российских вузах 207 таких центров. Их главной целью является повышение привлекательности выпускников на рынке труда, а главное – содействие им в поиске работы», – сообщил Министр.

Заместитель Министра Елена Дружинина отметила необходимость создания программ содействия занятости выпускников, основная задача которых – формировать профессиональную траекторию и содействовать трудоустройству, а также организовывать практики и профессиональные стажировки для студентов. При этом, по мнению Елены Дружининой, очень важно осуществлять мониторинг трудоустройства молодежи, включающий в себя оценку уровня практико-ориентированности учебного процесса в вузах, анализ карьерных траекторий, уровень вовлеченности студентов в проектную и волонтерскую деятельность и наличие в вузах специальных программ занятости выпускников.

О практике деятельности центра карьеры рассказал ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, заявивший, что более 80% выпускников КФУ трудоустраиваются сразу после получения диплома.

«Университет постоянно взаимодействует с региональными работодателями, организовывает ярмарки вакансий, дни карьеры и серии вебинаров, направленных на развитие у студентов навыков успешного трудоустройства», – заявил Ильшат Гафуров.

Сегодня помощь в вопросе трудоустройства выпускников российских вузов продолжает оказывать Образовательный центр «Сириус», на базе которого реализуются различные программы поддержки карьеры студентов и выпускников российских вузов. В ходе совещания руководитель центра Елена Шмелева выступила с предложением создать новый механизм вовлечения талантливой молодежи в работу над актуальными задачами российской науки и бизнеса в рамках программы «Сириус.Лето». Она предоставит возможность школьникам найти актуальную для своего региона проектную задачу, а студентам участвовать в разработке ее решения в роли наставника. Посредством программы будет осуществляться эффективное сотрудничество региональных центров, вузов и индустриальных компаний. 

В завершение вебинара Валерий Фальков анонсировал новую программу трудоустройства выпускников разных уровней образования на стартовые исследовательские позиции в университеты.

«Мы ставим перед собой задачу трудоустроить и нынешних студентов, и выпускников 2020 года. Возлагаем надежды на региональные карьерные Центры, которые будут создаваться по модели «Сириуса». Подобные принципиально новые программы раскроют потенциал как самих университетов, так и одаренной и талантливой молодежи. Особое внимание следует уделить структурным подразделениям вузов, таким как гимназии, лицеи, различные лаборатории. Для нас в том числе важно трудоустроить ребят, которые склонны работать со школьниками, которые тянутся к научно-исследовательской и педагогической деятельности», – заявил Министр.

Программа «Новые кадры ОПК» продлена до 2020 года и позволит подготовить 9000 высококвалифицированных инженеров

Стартовал прием заявок на участие

Программа «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», реализующая подготовку специалистов инженеров в вузах по прямому заказу российских предприятий и концернов оборонной промышленности, продлена до 2020 года. Со стороны государства на реализацию программы предусмотрено финансирование в размере более 1 млрд рублей. Организации ОПК, принимающие участие в ВЦП «Новые кадры ОПК», также обеспечат софинансирование в размере не менее 100% от выделяемой из средств федерального бюджета субсидии.

В настоящее время около 6 тысяч высококлассных специалистов ОПК окончили обучение по программе. Планируется, что в ходе ее реализации до 2020 года 9000 студентов-старшекурсников и аспирантов, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, смогут пройти обучение по разработанным в интересах организаций-партнеров образовательным модулям. Для того, чтобы максимально удовлетворить потребности промышленности в квалифицированных кадрах, вузами совместно с организациями ОПК предполагается разработать более 1800 практикоориентированных образовательных модулей.

Программа содействует общему росту качества подготовки инженеров: за период работы программы общий уровень успеваемости студентов участников вырос в среднем на 7%.

8 августа 2016 г. начался прием заявок на участие в ведомственной целевой программе «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах».

Реализация ВЦП «Новые кадры ОПК», предполагает развитие эффективных механизмов взаимодействия вузов и предприятий на всех этапах карьерной траектории студента: начиная с профориентационных мероприятий и заканчивая совместными НИОКР с привлечением магистрантов и аспирантов. Именно поэтому в ходе стартовавшего конкурсного отбора образовательных проектов будут оцениваться не только предложения по организации и содержанию обучения, но также совместные инициативы вузов и организаций ОПК в области работы со школьниками, проведения стажировок для преподавателей, вовлеченных в подготовку кадрового резерва для оборонной промышленности и науки.

Отличительной особенностью программы является возможность реализации целевого обучения аспирантов. В ходе обучения они будут принимать участие в востребованных ОПК исследованиях и разработках, получат возможность гарантировано трудоустроиться в научно-исследовательских институтах и на высокотехнологичных предприятиях по завершении обучения. В свою очередь, организации ОПК сформируют кадровый резерв ученых, проектировщиков и конструкторов, которым предстоит создавать новый облик вооруженных сил и, в ходе конверсии, разрабатывать изделия, востребованные рынками гражданской продукции.

Прием заявок от образовательных организаций высшего образования будет осуществляться до 8 сентября 2016 года.

Актуальная информация о конкурсном отборе доступна на официальном сайте конкурса:www.cadry-opk.ru.

Справочно

ВЦП «Новые кадры ОПК» является преемницей открытых публичных конкурсов на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, реализованных в 2014-2015 гг. За эти годы было организовано обучение почти 6000 студентов, поддержку получили 760 проектов по целевому обучению и 22 проекта по инфраструктурному обеспечению целевого обучения. К реализации конкурсов было привлечено 77 образовательных организаций высшего образования и свыше 300 организаций ОПК.

Реализация конкурсов позволила привлечь на профильные направления подготовки и успешно трудоустроить в ОПК талантливых и мотивированных студентов. Согласно мониторингу, проведенному в Госкорпорации «Роскосмос» в июне 2016 года, 2/3 предприятий-респондентов отметило, что реализация программы «Новые кадры ОПК» в 2014-2016 гг. позволила увеличить качество контингента студентов-целевиков.

Значительное развитие в ходе Конкурсов «Новые кадры ОПК» получили различные формы поддержки студентов-целевиков со стороны предприятий. Помимо дополнительных стипендий, предоставления доступа к инфраструктуре и вовлечения в культурно-массовые мероприятия, широкое распространение (около 40%) получила практика оплаты участия студентов в проектно-исследовательской деятельности, в том числе, в НИОКР.

Преимущества использования государственных услуг, предоставляемых Министерством образования и науки РФ в электронном виде

Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме

https://bus.gov.ru/ - официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

 

Источник: https://minobrnauki.gov.ru/