373 3737535 cultural diversity clipart

Д.А. Еремин, Е.Ю. Кузина. Аналитическое копирование произведений станковой темперной живописи в системе комплексного изучения памятников иконописного искусства. Этап графических штудий

Posted in Текущий выпуск

 

Еремин Дмитрий Александрович, СПГХПА им. А.Л. Штиглица191028; Санкт-Петербург, Соляной пер., 13.

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Кузина Елена Юрьевна, СПГХПА им. А.Л. Штиглица; 191028, Санкт-Петербург, Соляной пер., 13.

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация: Научный подход в реставрации на сегодняшний день аксиоматичен. Раздел копирования памятников искусства является подразделом реставрации, поэтому вся теоретическая и практическая копийная работа также обязана строиться на строго научном методе. Настоящая статья посвящена изучению, формулированию и отработке методики аналитического копирования произведений темперной живописи. Мы кратко рассматриваем ее основные принципы и более пристально один из значимых практических этапов — комплекс графических штудий, полный объем которого включает отработку иконописного рисунка, прориси, выполнение кальки-реконструкции и тонального картона. Вопросы о видах подготовительного иконописного графического штудирования мы рассмотрим в историческом, смысловом и практическом аспектах.

Ключевые слова: копирование иконописи, иконописный рисунок, прорись, калька-реконструкция, копия иконы, тональный картон к иконе

 

Для цитирования: Еремин Д.А., Кузина Е.Ю. Аналитическое копирование произведений станковой темперной живописи в системе комплексного изучения памятников иконописного искусств. Этап графических штудий // Terra artis. Искусство и дизайн. СПб: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2021. № 1. С. 74–81.

Список литературы

Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М.: Искусство, 1987. 95 с.

Гусев Н.В. О росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. / отв. ред. О.И. Подобедова. М.: Наука, 1980. Т. 11. 364 с.

Древнерусское искусство XIV–XV вв. / под ред. О.И. Подобедова. М.: Наука, 1984. 320 с.

Дурново Л.А. Собрание копий памятников древнерусской монументальной живописи Государственного института истории искусств // Временник отдела изобразительных искусств / Гос. ин-т истории изобр. искусств. Л.: Academia, 1927. 208 с.

Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. По изданию Киево-Печерской Лавры 1868 г. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. 238 с.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: кн. для чтения. М.: Просвещение, 1974. 336 с.

Овчинников А.Н. Иконы деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кальки-реконструкции: альбом. М.: ФГБУК «ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря», 2015. 80 с.

Филимонов Г.Д. Собрание иконописных рисунков братьев П. и М. Сапожниковых // Вестник Общества древнерусского искусства. М.: [б.и.], 1875. N 6–10. Вып. 3. Смесь. С. 41–45.

Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. 365 с.

Шеко Е.Д., Сухарев М.И. Основы иконописного рисунка: учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб: ПСТГУ, 2015. 96 с.