История
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» - один из наиболее известных вузов России.
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
09.01.1876 по рескрипту Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А.А.Половцов, председатель археологического общества граф А.А. Бобринский, скульптор М.М. Антокольский.
Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М.Е. Месмахеру, который стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.
Здание Училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии в.кн. Владимира Александровича.
В результате обширного учебного курса, включавшего общеобразовательные, художественные и технические дисциплины, учащиеся осваивали не только художественные ремесла, но и получали разностороннее образование.
История Училища до революции – это интенсивное становление Школы. В 1877 году был утвержден Устав, согласно которому Училище находилось в ведение Департамента Торговли и мануфактур Министерства финансов. ЦУТР существовало на проценты с капитала в один миллион рублей серебром, плату за обучение (12 рублей в год) и пожертвования. Дети малоимущих родителей освобождались от оплаты, но их количество не должно было превышать 25% от общего количества учащихся. По усмотрению Совета предоставлялись бесплатные завтраки и стипендии. От поступающих в Училище требовались знания, соответствующие курсу первых четырех классов гимназии или реального училища и успешное выполнение экзаменационного задания по рисунку.
Обязательные дисциплины: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, живопись, черчение и съемка (обмер) предметов, рисунок орнаментов по стилям, лепка, рисование живых цветов, композиция (проектирование) художественно-промышленных предметов.
Со второго года обучения параллельно с посещением общих рисовальных классов начинали осваивать выбранную специальностью. В Училище было 12 специальных классов:
- ксилография и офорт;
- майолика;
- живопись на фарфоре;
- живопись на стекле;
- рисование по ткацкому и ситценабивному делу;
- художественная работа по коже;
- декоративная живопись;
- лепка;
- театральные декорации;
- художественная керамика.
Программа по специальности была рассчитана на 2 года, иногда учащиеся посещали два или три класса одновременно. Завершающим этапом подготовки художников являлось выполнение проекта на заданную тему.
Авторы лучших работ получали право на пенсионерскую поездку по России и за границу сроком от нескольких месяцев до 3-х лет. К 1901 году 62 выпускника училища побывали в пенсионерских поездках.
Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачева, Овчинникова и т.д.
С Училищем связаны имена известных художников: А.Л.Остроумовой-Лебедевой, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Рылова, А.Г.Матвеева, С.В. Чехонина.
Русские революции негативно отразились на достижениях Училища барона Штиглица. Был нарушен традиционный уклад, учебный процесс. Начался период реформ. Меняется название ЦУТР.
В 1918 году оно стало Государственными свободными художественными учебными мастерскими, то есть был свободный прием всех желающих получить специальное образование, а через 2 года реорганизовано в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.
В 1922 году они были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В Училище располагался Полиграфический факультет и мастерские, которые были закрыты в 1925 году.
В течение 15 довоенных лет в здании располагались различные училища и школы, которые специализировались на подготовке мастеров в области архитектурной отделки зданий и коммунального строительства.
В феврале 1945 года решением правительства Школа воссоздается как центр подготовки специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных войной памятников истории и культуры (Ленинградское художественно-промышленное училище). Таким образом, преподаватели, студенты и выпускники приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина, Петергофа.
В 1948 году Училище становится вузом, высшем учебным заведением (ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище), которое с 1953 года носило имя выдающегося скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. Годом ранее в состав училища вошел Московский институт прикладного искусства.
Большая заслуга в возрождении нашей Школы принадлежит профессору, архитектору Иосифу Александровичу Ваксу – первому ректору ЛВХПУ, по инициативе которого позднее был создан факультет промышленного искусства (ныне – факультет дизайна).
Более 25 лет училище возглавлял известный архитектор Яков Николаевич Лукин. Выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной внесли огромный вклад в культуру страны. Они стали авторами таких известных произведений, как Памятников «Пояс Славы» вокруг Ленинграда, памятника-надгробия павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В 1994 году ЛВХПУ им. В.И.Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя ее основателя – Александра Людвиговича Штиглица. Позднее, в 2011 году, свое историческое место в Большом выставочном зале музейного здания Академии заняла мраморная статуя выдающегося скульптора XIX века Марка Антокольского, находившаяся долгие годы в Великом Новгороде.
Ежегодно в стенах Академии проводится международная конференция «Месмахеровские чтения», посвященная памяти первого директора училища Штиглица Максимилиана Егоровича Месмахера.
В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз. Подготовка специалистов осуществляется по программам бакалавриата (4 года), магистратуры (2 года), специалитета (6 лет) и аспирантуры (3 года).
В структуру вуза входят 2 факультета: факультет монументально-декоративного искусства и факультет дизайна, объединяющих 20 кафедр.
За свою историю Школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль – верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чем в полный голос заявляют дипломные работы выпускников Академии.
Переименования:
В 1917 г. Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица было преобразовано в Высшее училище декоративных искусств.
После революции в октябре 1918 г. Высшее училище декоративных искусств реорганизовано в Государственные свободные художественные учебные мастерские; в 1920 г. Государственные свободные художественные учебные мастерские переименованы в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств; в 1922 г. учебные занятия были прекращены - Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств объединены с бывшей Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС). В помещениях по адресу Соляной пер. д.13 располагался Полиграфический факультет и мастерские ВХУТЕМАСа. Просуществовало учреждение до 1925 г.
На основании приказа Наркомата Коммунального хозяйства РСФСР от 05.02.1936 г. № 38 при Ленинградском институте инженеров коммунального строительства была организована Школа мастеров отделочных работ, которой было передано здание бывшего Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
На основании приказа Управления Дворца Советов при СНК СССР от 22.12.1939 г. № 286 Школа мастеров отделочных работ переименована в Училище отделочных художественных работ и передана в ведение Управления Дворца Советов при СНК СССР.
На основании решения Исполкома Ленгорсовета от 14.10.1943г. № 101 п.33 Училище отделочных художественных работ реорганизовано в Художественное училище по архитектурной отделке зданий.
На основании Постановления СНК СССР от 05.02.1945 г. № 256 п.32 было воссоздано Ленинградское художественно-промышленное училище, в которое было влито Художественное училище по архитектурной отделке зданий. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. За долгую историю своего существования академия бережно сохраняет свой неповторимый стиль и замечательные традиции.
На основании приказа министра высшего образования СССР от 28.05.1948 г. № 746 Ленинградскому художественно-промышленному училищу присвоено наименование «Ленинградское высшее художественно-промышленное училище».
На основании Постановления Совета Министров СССР от 19.07.1952 г. № 3329 Московский институт прикладного и декоративного искусства был объединён с Ленинградским высшем художественно-промышленным училищем.
На основании Постановления Совета Министров СССР от 09.11.1953 г. № 2775 Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя В.И. Мухиной.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.09.1986 г. № 5603-XI Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной награждено орденом Трудового Красного Знамени;
На основании постановления государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 11.02.1992 г. № 50 Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 23.06.1994 г. № 615 Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную академию декоративно-прикладного искусства и дизайна.
На основании приказа Госкомвуза РФ от 28.07.1994 г. № 783 Санкт-Петербургская государственная академия декоративно-прикладного искусства и дизайна переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального агентства по образованию от 06.02.2007 г. № 264 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия переименована в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица».
На основании указа Президента России от 04.03.2010 г. №271 Министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником упраздненного Федерального агентства по образованию с передачей ему функций Федерального агентства по образованию.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2011 г. № 1710 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А. Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица».
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2015г. № 1483 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица»
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. № 1293-р федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СПГХПА им. А.Л. Штиглица» передано в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
ВК16578