Кафедра художественной обработки металла
Телефон +7 (812) 272-54-39
Методика обучения на кафедре художественной обработки металла
Структура курса рассчитана на шесть лет обучения. В методическом отношении задания строится по принципу последующего усложнения, как по содержанию, так и по объему. Все задания по композиции на протяжении периода обучения тесно связаны со смежными дисциплинами - композицией в материале, технологией, материаловедением, конструированием, архитектурной графикой, декоративной пластикой, историей ДПИ.
Структура курса рассчитана на шесть лет обучения.
В методическом отношении задания строится по принципу последующего усложнения, как по содержанию, так и по объему. Все задания по композиции на протяжении периода обучения тесно связаны со смежными дисциплинами - композицией в материале, технологией, материаловедением, конструированием, архитектурной графикой, декоративной пластикой, историей ДПИ.
1 КУРС
Задачи курса сводятся к поискам и реализации художественного замысла на основе пристального изучения природы, исторического и культурного опыта, формального анализа творческой идеи. Работа с плоскостью, объемом, пространством.
Изучаются технологии просечного металла, выколотки, клепки, чеканки, химического травления и художественной отделки металла.
2 КУРС
Архитектурная среда и изделие из металла - основная проблема, которую предлагается решать на курсе. Особое внимание уделяется пропорции, стилистике изделия, функции. Работа над проектом и в материале предполагает способ художественной ковки, с поисками наиболее полной возможности выявления художественного образа через данный технологический прием.
3 КУРС
На 3-ем курсе решается значительная проблема осмысления исторического опыта на основе заданий в архитектурно-парковой среде и интерьере, а также пластических заданий на мифологические или исторические темы.
Для проектирования малых архитектурных форм и осветительной арматуры для конкретного интерьера предлагается базовая технология - художественная ковка. Пластические задания выполняются в технике литья и гальванопластики с изучением данных технологических процессов.
4 КУРС.
На 4-ом курсе акцент ставится на наиболее творческое осмысление задач. Студенты возвращаются к проблемам металла в городской среде, и задача обозначается иначе, чем на втором курсе: состоявшаяся городская среда и решение, продиктованное днем сегодняшним. В заданиях связанных с медальерной и ювелирной тематикой также обостряется задача личностного прочтения темы, поиски оригинального решения.
5 КУРС
На 5-ом курсе предполагаются задания с комплексным подходом к поставленной задаче. В архитектурных заданиях рассматривается металлическое убранство как часть общехудожественного решения пространства с всеми частями внутреннего развития идеи. В заданиях декоративно-прикладной направленности также рассматривается проблема развития темы, соподчиненности частей целому. Выделяется задание на совмещение материалов: металл и керамика, металл и стекло, металл и дерево.
6 КУРС
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА является итогом профессиональной подготовки и нравственного воспитания студента и проверкой его готовности к самостоятельному решению творческих и производственных задач.
На протяжении многих лет кафедра художественной обработки металла является единственным учебным подразделением на северо-западе России, занимающимся комплексным решением задач в области архитектурного художественного металла и ювелирной пластики. Существующий курс обучения ставит своей целью развивать образное мышление и творческие способности студентов, инициативу и изобретательность, эмоциональную восприимчивость к художественно-декоративным обобщениям, к умению осмыслить предмет в конкретной архитектурной среде, оказывающей влияние на формирование эстетического вкуса, понимание стилевых особенностей металла разных эпох. Характерной особенностью в методике преподавания является задача осмысления самого первоисточника бытия, разнообразие растительного и животного мира, что в дальнейшем отражается в творческой деятельности. В процессе работы над проектом студентами изучается исторический и современный опыт, определяется новизна и творческая индивидуальность композиционного предложения. Большое влияние оказывает уникальная городская среда, которая является предметом изучения и подражания, а также и «полигоном» для реализации новых идей, которые в дальнейшем будут реализованы с применением различных техник кузнечной обработки металла.
ЦУТР барона Штиглица
В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814 - 1884), основано Центральное училище технического рисования.
Училище стало называться Центральным после создания в 1890-х годахфилиалов в Нарве, Саратове, Ярославле. Первый директором с 1879 по 1896 годбыл архитектор М. Е. Месмахер.
В 1892 году в ЦУТР обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.
• После октября 1917 года училище несколько раз преобразовывалось. В 1918 году училище было названо Государственными художественно-промышленными мастерскими.
В 1922 году училище с присоединенными к нему музеем (основанным в 1895 годуМесмахером) и библиотекой влилось в Петроградский ВХУТЕИН, и в 1924 годуперестало существовать как самостоятельное учебное заведение
ЛВХПУ им. В. И. Мухиной
• В 1945 году решением правительства училище воссоздаётся как многопрофильное средне-специальное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства.
• В 1948 году оно становится высшим учебным заведением —Высшим Художественно-Промышленным Училищем при котором сохраняется подразделение, где готовят специалистов со средним специальным образованием (так-называемое — "отделение мастеров").
• В 1953 году, по постановлению правительства, Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу присвоено имя Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной , внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР.
СПГХПА им. А.Л. Штиглица
В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.
27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица.
В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.
КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНОЙ ПЛАСТИКИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ)
1876-1917г.г. – отделение чеканки, проектирование изделий художественного металла. В Музее Прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица
хранится большое количество студенческих проектов этого периода
1945г.- Факультет Художественного металла и Школа мастеров. Подготовка специалистов для воссоздания архитектурного металла Ленинграда и пригородов. Работы по проектированию металлического убранства станций метрополитена и архитектурного металла городской среды, средств транспорта и предметов быта. Преобразование факультета Художественного металла в факультет Промышленного искусства.
1975г. – Образование при факультете Интерьера и оборудования отделения Художественно обработки металла. Основатель отделения и первый заведующий – доцент А.С. Турин. (1975 -1985г.г.) Первые преподаватели: Е.Л.Бабляк и В.Н. Цыганков. Становление отделения, разработка учебных программ, выработка эстетических приоритетов.
1985г. – Образование кафедры Художественной обработки металла решением Министерства образования РСФСР. Заведующий кафедрой – профессор А.П.Изоитко (1985-1996г.г.) Образование мастерских художественной обработки металла. Формирование штата преподавателей и мастеров.
2011г. – Кафедра Художественной обработки металла переименована в кафедру Архитектурно-декоративной пластики (Художественный металл) в связи с переходом на новый образовательный стандарт. Заведующий кафедрой – профессор Н.А. Яшманов (с 1996г. и по настоящее время). Подготовка высококвалифицированных специалистов в области архитектурно-декоративной пластики и художественного металла.